Электронная подпись (ЭЦП) – это цифровой идентификатор физического или юридического лица. Она получается с помощью шифрования данных об её владельце с применением закрытого ключа подписи и даёт возможность удостовериться в принадлежности электронной документации её владельцу.
Электронная цифровая подпись для физического лица
ЭЦП полностью идентифицирует человека, которому она принадлежит и в документации, пересылаемой по цифровым каналам, заменяет собственноручную.
Согласно нормам существующего права, физическое лицо может использовать ЭЦП при отправке следующих документов в государственные учреждения:
• Налоговые декларации за отчётный период;
• Запрос о предоставлении информации из государственного кадастра недвижимости (ГКН);
• Заявление на постановку на кадастровый учёт земельных участков;
• Запрос о предоставлении сведений из Единого госреестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП);
• Многие другие операции.
Для того, чтобы получить электронную подпись, необходимо обратится в один из Удостоверяющих центров, имеющих специальную аккредитацию. Список необходимых документов, порядок действий и стоимость можно узнать непосредственно у представителя организации.
Сфера деятельности таких учреждений включает в себя, но не ограничивает:
• создание ЭЦП;
• предоставление ключей владельцам;
• проверка подлинности подписи электронной документации;
• остановка действия ЭЦП в случае нарушений законодательства и компрометирующих операциях.
Список Удостоверяющих центров опубликован на едином портале.
Для использования электронной цифровой подписи на компьютере необходимо совершить определённую последовательность действий:
1. Установить специализированное программное обеспечение - КриптоПро CSP. Бесплатно для физических лиц;
2. Вставить закрытый ключ в разъём компьютера. Он может быть выполнен в формате USB или смарт-карты, ввести проверочную информацию, полученную в Удостоверяющем центре;
3. Установить полученный сертификат ЭЦП в программе КриптоПро CSP. Для этого перейдите в раздел «Сервис», «Установить личный сертификат»;
4. Зайти на сайт организации, куда необходимо отправлять электронный документ (например, сайт УФНС);
5. Скачать оттуда файл агентского акта и файл ЭЦП. Запустить скаченный файл и установить, следуя рекомендациям системы;
6. Заполнить электронный документ и заверить его электронной подписью;
7. Пройти процедуру проверки подлинности подписи;
8. Отправить подписанный электронный документ получателю.
В случае утери или кражи закрытого ключа пользователь обязан обратиться в Удостоверяющий центр, чтобы сертификат был отозван.